Календарь событий

Просим обратить внимание на 3D панорамы Основной экспозиции музея, на 3D фотографию и анимацию, а также приглашаем ознакомиться с фильмами о выставках и экспозициях из архива музея

Встреча с подлинником: Донской герой на английской гравюре
12.05.2020
Встреча с подлинником: Донской герой на английской гравюре

Английская гравюра 1814 года


Встреча с подлинником: Донской герой на английской гравюре.
 
         На выставке «Реликвии донского казачества» в Ростовском областном музее краеведения представлены английские сатирические гравюры, переданные Государственным Русским музеем Ленинграда в 1958 году.
         Особый интерес вызывает офорт (от французского eau-forte - "крепкая водка" - вид гравюры на металле) «Казачий спорт или Платов охотится при помощи крика на французскую дичь». Автором работы, изданной в Лондоне, является, предположительно, В. Элмес (Elmes William). Центром композиции стало карикатурное изобра жение Наполеона в виде лиса с головой человека в черной треуголке с перьями красного, белого и синего цветов. Лис перепрыгивает реку и оказывается на берегу, где в окопах сидят французские солдаты, представленные в виде лягушек. 

         Платов и его казаки, форсируя водную преграду, почти настигли императора. По одной из версий исследователей императора пытается нагнать его вторая супруга Мария Луиза. По другой версии - это дочь Платова, Мария, гонится на коне за Наполеоном с криком: «Хай-хо — ату его! За мужем!».
         Согласно легенде, атаман пообещал ее в жены любому казаку, который сумеет захватить Наполеона.
         Наполеон в виде лисицы кричит: «Я слышу казачий клич, — меня травят по снегу, приходится удирать снова, они у меня на хвосте». Платов приказывает казакам: «Слушай! Вперед, мои молодцы! Нажимай — вот его видно — скорей, вот он! Ату его!».
         Надписями «Платов» и «Корсиканский лис» обозначены главные герои офорта.
         Гравюра была раскрашена от руки, стоила 1 шиллинг и пользовалась огромной популярностью и была связана с триумфальным пребыванием атамана Платова на берегах туманного Альбиона в июне 1814 года.
         Жители Лондона пронесли его на руках с корабля на берег. Именем Платова был назван спущенный на воду 80-пушечный английский корабль. Оксфордский университет вручил ему диплом почетного доктора права.
         Имя предводителя отважных донских казаков Матвея Ивановича Платова навсегда осталось в памяти благодарных европейцев. Об этом и рассказала нам английская гравюра.

24 апреля - день памяти жертв геноцида армянского народа
24.04.2020
24 апреля - день памяти жертв геноцида армянского народа
День памяти.jpg

24 апреля – день памяти жертв геноцида армянского народа в Турции в 1915 г.

Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти.

Некоторые историки включают в хронологию геноцида армян не только период Первой мировой войны, но и убийства 1890-х годов, резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.

Основными организаторами геноцида считается партия младотурок, а также  «Особая организация» (подразделение вооружённых сил Османской империи, занимавшееся контрразведкой).

Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков. Большая часть армянской диаспоры возникла из бежавших из Османской империи армян.

Одним из наиболее спорных вопросов является количество жертв, ответ на который часто зависит от политических предпочтений. Точный подсчёт числа жертв невозможен, и оценка базируется на косвенных признаках и свидетельских показаниях. Наиболее часто звучат данные о том, что в период с 1915 до 1918 гг. в Османской империи были уничтожены от 1 до 1,5 млн армян. Однако, вероятней всего, число жертв может насчитывать 2 млн человек и больше.

Музей русско-армянской дружбы подготовил видео-экскурсию, посвященную работам донского художника Акима Карповича Ованесова из фондов РОМК. Полотна были откликом художника на трагедию геноцида армянского народа. Смотрите экскурсию на канале РОМК: https://www.youtube.com/watch?v=cSG0VuF5qP0&feature=youtu.be. 

Встреча с подлинником: «Госпожа Пенициллин»
22.04.2020
Встреча с подлинником: «Госпожа Пенициллин»
1 Советский микробиолог  З.В. Ермольева (справа) со своей коллегой  Л.М. Якобсон во время экспериментальных исследований в лаборатории..jpg

           Сегодня, когда в мире объявлена пандемия коронавируса, тема истории эпидемий и  борьбы с ними особенно актуальна. На Дону, также как и в других регионах страны, в разные годы наблюдались вспышки массовых инфекционных заболеваний, а история донской медицины богата именами врачей и учёных-медиков, внёсших большой вклад в их ликвидацию. Наличие на Дону в  начале XX века солидной научно-исследовательской базы в лице медицинского факультета Варшавского  университета, а также существование научной школы  микробиологов и эпидемиологов позволили  создать в Ростове-на-Дону ряд научно-исследовательских институтов данного направления.  Уже в 1909 г. здесь был открыт Бактериологический институт. В 1915-1920 гг. в Донском университете преподавали и  занимались научной работой основоположник вирусологии Дмитрий Иосифович Ивановский,  известный микробиолог и иммунолог профессор Владимир Александрович Барыкин, начинал свои первые исследования будущий Академик АМН СССР, яркий представитель отечественной иммунологии Лев Александрович Зильбер. 

            В одном ряду с этими именами и имя выдающегося ученого-микробиолога, академика АМН СССР, создателя ряда отечественных антибиотиков Зинаиды Виссаpионовны Ермольевой (1898–1974), в научных кругах её часто называли «Госпожа Пенициллин». В фондах Ростовского областного музея краеведения среди многочисленных материалов по истории  медицинской науки хранится подлинная фотография второй половины 1940-х годов  "Советский микробиолог  З.В. Ермольева (справа) со своей коллегой  Л.М. Якобсон во время экспериментальных исследований в лаборатории". 

             З.В. Ермольева родилась на хутоpе Фpолово Хоперского округа Области войска Донского, в семье казака. В 1921 г. окончила медицинский факультет Донского государственного университета (бывший Варшавский университет), в 1920-е гг. работала ассистентом кафедры микробиологии университета, заведовала отделением Ростовского бактериологического института. В 1925 г. Зинаида Виссарионовна поступила на работу в Московский биохимический институт имени А. H. Баха, где организовала первую в нашей стране лабораторию биохимии микробов. В годы Великой Отечественной войны ею был получен отечественный пенициллин, его первые партии поступили в госпитали в 1944 г., качество советского пенициллина оказалось выше, чем американского и европейского. В 1943 г. З.В. Ермольевой и Л.М. Якобсон за участие в организации и проведении большой профилактической работы по особо опасным инфекциям на фронтах Великой Отечественной войны была присуждена Государственная (Сталинская) премия I степени, которая затем была передана ими в Фонд обороны для создания боевого самолета под названием «Зинаида Ермольева». В послевоенные годы Зинаида Виссаpионовна возглавила Институт биологической профилактики инфекций, ВНИИ по пенициллину и другим антибиотикам и получила pяд новых лекаpственных фоpм антибиотиков и биологически активных пpепаpатов, стимулиpующих защитные силы оpганизма. Зинаида Ермольева стала прототипом Татьяны Власенковой в трилогии В. Каверина «Открытая книга» и главной героини в пьесе А. Линовского «На пороге тайны». 

На фотографии рядом с З.В. Ермольевой её коллега Лидия Михайловна Якобсон (даты жизни 1904-1990 гг.), известный микробиолог, фармаколог, жизнь и научная деятельность которой тесно связана с Ростовом-на-Дону. В 1919-1924 гг. Лидия Михайловна училась на биологическом отделении Донского государственного университета, в 1920-1930-е гг. работала в противочумном и бактериологическом институтах. В 1934 г. она переехала в Москву, где продолжала заниматься исследованиями во Всесоюзном институте экспериментальной медицины, во ВНИИ биологической профилактики инфекций. В 1938 г. защитила диссертацию на степень кандидата биологических наук по проблеме получения холерного бактериофага. Принимала участие в противоэпидемических экспедициях в очаги особо опасных инфекций на Дальнем Востоке и Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны организовала производство холерного бактериофага в Ташкенте, готовила специалистов по особо опасным инфекциям, проводила противоэпидемические мероприятия на Западном и Калининском фронтах.  

Встреча с подлинником: "Воспоминания детства" - серия графических работ Чахирьяна С.П.
21.04.2020
Встреча с подлинником: "Воспоминания детства" - серия графических работ Чахирьяна С.П.
Из фондов РОМК

  Чахирьян Сергей Павлович (1907 – 1985) - советский художник-график, родился в городе Нахичевани-на-Дону.

Детство Сергея было счастливым, но коротким. Когда началась Первая мировая война, будущему художнику было всего семь лет. Его отец, как и многие нахичеванцы, открыл в своем доме частный лазарет для лечения раненых солдат. Последующие судьбоносные события застали его в родном городе и запомнились ему навсегда, найдя отражение в его работах.

Портрет Чахирьяна С.П..jpg

В 1924 году Сергей Чахирьян, завершив обучение в Нахичеванской общеобразовательной школе имени С.Д. Маркова, отправляется в Ереван и продолжает учебу в Ереванском художественном училище, которое он оканчивает в 1929 году.  Талантливый юноша уезжает в Москву в 1931 г. для продолжения образования в Московском институте усовершенствования художников. Рекомендация для поступления С.П. Чахирьяну была дана  М.С. Сарьяном. Учился  Сергей Чахирьян у выдающегося театрального художника М.М. Курилко.

Долгие годы Сергей Павлович работал художником-иллюстратором в московском художественном фонде. Его иллюстрации к армянскому эпосу «Давид Сасунский» считаются одними из лучших.

В 1973 г. на склоне своих лет художник вернулся в родной город: «Из этого города, — писал Сергей Павлович, — я уехал семнадцатилетним юношей и вернулся в него ненадолго семидесятилетним стариком. Это было как в сказке. Будто по волшебству вернулся день моего детства. Я ходил по тем же каменным плитам улиц, так же надо мной шелестели листья немного разросшихся акаций, вокруг стояли те же, иногда перекрашенные маленькие особнячки с колоннами и затейливыми решетками. Как умно поступают строители городов, оставляя жить старые архитектурные комплексы и застраивая новыми многоэтажными домами новые районы».

В семидесятые годы прошлого, двадцатого, века художник создал серию работ «Воспоминания детства», посвященных своей жизни в Нахичевани-на-Дону.

Из фондов РОМК    Серия "Город моего детства". Из фондов РОМК.

Шесть графических листов художник передал в дар музею во время своего пребывания в Ростове-на-Дону. Большая часть работ серии была передана вдовой художника в 1985 г. Предметы неоднократно экспонировались на выставках Ростовского областного музея краеведения и его отдела, Музея русско-армянской дружбы.

Яркие, красочные, сочетающие в себе традиции русского лубка и армянской средневековой миниатюры, произведения художника всегда привлекают внимание посетителей музея.  
20.04.2020
VII ШАГИНЯНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Анонс 7-е Шагиняновские чтения.jpg

В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), во исполнение Указа Президента РФ № 206 от 25.03.2020 года VII Шагиняновские чтения будут проведены в форме заочной конференции.

Анонс конференции 7-е Шагиняновские чтения.jpg

Программа VII Шагиняновских чтений и тезисы докладов будут размещены на сайте Ростовского областного музея краеведения  и  на  странице Музея русско-армянской дружбы «ВКонтакте» (https://vk.com/museum_rad) до 20 апреля 2020.

Просим присылать тезисы докладов до 20 апреля 2020 г. на электронную почту: sokolovazms@mail.ru.

Материалы конференций планируется опубликовать.

Оргкомитет VII Шагиняновских чтений. 3 апреля 2020 г.

 Контакты:

8(928)130-51-45 – Матвеев Герман Аронович;

8(904)502-21-35 – Соколова Маргарита Юрьевна.

Оргкомитет «VII Шагиняновских чтений»



51 - 55 из 802
Начало | Пред. | 9 10 11 12 13 | След. | Конец Все

Поделиться: