Музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие механизмы

В коллекции музыкальных инструментов представлены инструменты народные и академические клавишные, духовые, струнные, ударные, бытовавшие как в городской среде, так и в традиционном быту народов Дона в к. XIX – нач. XX вв.: фортепиано, рояли, фисгармонии, балалайки, мандолины, цитры, гармони, давул, тар, бороза, зурна (донские армяне) и др.

Среди них интересны валторна казачьего полкового оркестра и походная сигнальная труба времен I Мировой войны.

Звукопроизводящие инструменты представлены изделиями фабричного производства: музыкальные шкатулки, механическое пианино, симфонионы, граммофоны разных систем, виктрола, патефоны 1930-1950-х гг., в том числе малый походный нач. XX в., часть которых находится в рабочем состоянии. Особую ценность представляют шарманки нач. XX в., изготовленные в Нахичевани-на-Дону мастером Стененко И. и самодельный звукопроизводящий и записывающий центр-«комбайн», изготовленный в 1956 г. инженером Мангушевым М.Н.

Есть еще один интересный предмет – фисгармония, работающая по принципу орган. Неизменным интересом пользуются патефоны. Они различны по техническим характеристикам и внешнему оформлению - граммофоны с трубами. Расписанные цветочками и амурами, и патефоны безрупорные, получившие свое название от одноименной французской фирмы «Патэ», и парлафоны. Граммофон, изобретенный в 1888 году Э. Берлинером, буквально ворвался в Россию, и уже через 10 лет ростовские музыкальные магазины наперебой предлагали граммофоны ведущих фирм и большой выбор пластинок к ним. Записи Ф. Шаляпина, А. Вяльцевой, В. Паниной пользовались большим спросом, особенно после гастролей знаменитостей в Ростове.

Именно Ростову Россия обязана становлением русского опереточного жанра, а Г.С. Вальяно и С.И. Крылов признаны отцами российской оперетты. Для известных артистов – А. Абариной,Ц. Райчевой, А. Давыдова, Н. Монахова, В. Пионтковской, Ю. Морфесси и других- ростовская сцена стала ступенькой восхождения на музыкальный олимп.

Поделиться: