Выставки
Музей русско-армянской дружбы
Особняк Ф.Н. Солодова
Концерты
Экскурсии
Пешеходные экскурсии
Мастер-классы
Лекции

Золотая пряжка из сарматского погребения I в. до н. э. – I в. н.э.




Реконструкция пояса с золотой пряжкой


Встреча с подлинником: Золотая пряжка из сарматского погребения I в. до н. э. – I в. н.э.

Ростовская область богата археологическими объектами, к такой категории исторических памятников относятся курганы. В 1982 году в окрестностях хутора Нового в Мартыновском районе Ростовской области проводились раскопки курганного могильника. Исследование проводились сотрудниками археологической лаборатории Ростовского государственного университета исторического факультета. Были обнаружены погребения, относящиеся к различным периодам сарматской культурно-исторической общности. В одном из курганов № 70 в мужском захоронении кочевника была найдена редкая золотая пряжка, выполненная в зооморфном стиле.

         Пояс погребённого кочевника был расшит двумя рядами раковин и застегивался пряжкой, всю поверхность которой занимает рельефное изображение фантастического животного. Композиция изображения состоит из нескольких основных элементов. В центре пряжки, по мнению автора раскопок Ильюкова Л. С., изображён ушастый ёж. На узкой мордочке с притупленным окончанием, имеются глаза и уши. Иглы не обозначены. Отсутствие такого специфического видового признака можно, очевидно, объяснить стремлением древнего мастера подчеркнуть фантастичность создаваемого образа. Атрибуция задних лапок животного не вызывает затруднений. По морфологическим признакам их можно определить как лягушачьи. Передние лапки выполнены небрежно, рядом с ними – изогнутые отростки, которые являются, по-видимому, стилизованными изображениями змей. В передней части животного выделены валютообразные «усики», охватывающие щелевидное отверстие. Расшифровка этого мотива из-за крайней степени стилизации изображения не может быть однозначной. Вероятнее всего, это стилизованное изображение голов хищных птиц или грифов, или же стилизованные рога благородного оленя и т.д. На тыльной стороне пряжки сохранилось основание петли для крепления к поясу. После того, как петля была утрачена в древности, по углам пряжки были пробиты отверстия для крепления ее к поясу.

         Ближайшие аналогии рассматриваемой пряжке есть в Сибирской коллекции Петра I, у села Косика в Астраханской области, но все они имеют свои специфические отличия. Мотив, в основе которого лежит изображения ежа, крайне редок и не получил широкого распространения в древности. Изображение лягушки или частей её тела, - так же редко встречаемый мотив. В основном это подвески – амулеты. Полиморфные образы фантастических животных могут восходить к древним тотемам, соединяющим в себе признаки нескольких животных. Обычно изменение внешнего вида животного в подобных образах идёт по линии увеличения его силы и мощи.

         Назначением предметов «звериного» стиля было служить оберегами, амулетами и апотропеями. Создание фантастических персонажей обуславливалось желанием заполучить более сильный оберег. В результате соединения несоединимых в природе частей, мистически воплощавших различные свойства зверей, получались "сверхсинтетические" существа, самые сильные апотропеи.

Это захоронение относится к сарматской культуре I в. до н. э. – I в. н.э., к разряду элитных погребений.




Возврат к афишеВозврат к событиям