Участницы кружка пластического танца босоножек - последовательницы А.Дункан. Ростов-на-Дону. 1920-е гг.
В начале ХХ века Айседора Дункан была признанной танцовщицей, идущей своим путем. Без пуантов, пачки и корсета она стала танцевать босой, в широких, тонких одеяниях, наподобие греческой туники. Движения Дункан были довольно простыми. Главной задачей в танце она считала подчинение жеста музыке и стремилась станцевать всё — музыку, картины и стихи. Выдающийся балетмейстер Михаил Фокин, отмечая необыкновенный талант А. Дункан, подчеркивал, что, казалось бы, простые движения танцовщицы завораживали: «Дункан доказала, что примитивные, простые, естественные движения – простой шаг, бег, поворот на обеих ногах, небольшой прыжок на одной ноге – гораздо выразительнее, чем все богатство балетной техники, поскольку в жертву этой технике приносится грациозность, выразительность, красота» - писал он.
Круглолицая, обаятельная, одетая в античный хитон - плиссированное платье-тунику, созданный итальянским дизайнером Мариано Фортуни, получивший название «дельфос», окутанная ореолом новаторства – такой она запомнилась русской публике во время своих гастролей в России. А на гастроли в Россию Айседора Дункан приезжала много раз. Впервые она приехала сюда в декабре 1904 года. Выступления в С-Петербурге, Москве, знакомство с Кшесинской, Павловой, Карсавиной, дружба со Станиславским и восторженные отзывы прессы.
В Ростов-на-Дону на гастроли Айседора Дункан приехала в 1908 году. Выступления ее были запланированы на 1–3 мая в Машонкинском театре. Уже за несколько дней газета «Приазовский край» давала объявления о выступлениях знаменитой «босоножки». В Ростов танцовщица прибыла со своими декорациями, коврами. Оркестром дирижировал дирижер императорских театров Мориц Келер. Первый танцевальный вечер А. Дункан состоялся 1 мая. Это был спектакль «Ифигения в Авлиде» Глюка. На первый спектакль публики в Машонкинский театр собралось достаточно много, хотя огромный зал был далеко не полным.
Как же встретили ростовцы первое выступление Айседоры? Обратимся к рецензиям, опубликованным в газетах того времени. «Знаменитая «босоножка» особого фурора у нас не произвела, и ее своеобразное искусство не имело здесь восторженных ценителей. Многие попросту ничего не поняли в тех пластических иллюстрациях, какие давала танцовщица к музыке глюковской «Ифигении». Любопытно отметить, что исполненный госпожой Дункан по окончании «Ифигении» штраусовский вальс и другие, более незамысловатые вещицы, были встречены публикой гораздо внимательнее, конечно, потому что были более доступные» - так завершает свою статью критик, отнюдь не покоренный талантом Айседоры. Примечательно, что второе выступление, состоявшееся в Машонкинском театре 3 мая, было встречено публикой очень горячо, хотя зал театра снова был не полон. «По-видимому, ее следующий визит в Ростов, если только ему суждено состояться, будет сопровождаться более осязательным успехом» - не без сарказма писала в это раз газета «Приазовский край».
Следующему визиту Айседоры Дункан в Ростов-на-Дону суждено было состояться через много лет. За это время многое изменилось и в жизни Айседоры и в нашей стране… В июле 1921 года А. Дункан по приглашению наркома просвещения А. Луначарского приехала в Россию для создания школы танца для советских детей. Для того, чтобы поправить материальное положение своей школы в 1923 – начале 1924 года она предпринимает большую гастрольную поездку на юг России. В Ростове-на-Дону вечер А. Дункан состоялся 10 февраля 1924 года в Мраморном зале клуба совработников (нынешний Дом офицеров). Публики собралось очень много, аншлаг был полный. Зазвучала музыка, и вот на сцене появляется А. Дункан. «Река времени сделала крутой поворот – и вот А. Дункан уже не та прежняя «босоножка», воскресившая языческую прелесть Эллады…» - замечает корреспондент Хавкин на страницах газеты «Советский Юг». Да, Айседоре уже 47 лет. Она немного располнела, движения потеряли легкость. В это раз она включила в свой репертуар много революционной и печальной музыки: «Варшавянку», «Дубинушку», «Трагическую поэму» Скрябина, «Траурный марш» Шопена. И вот когда Айседора начала танцевать, зал узнал прежнюю Дункан. «Посмотрите на артистку, посмотрите на ее руки, пальцы. Они живут, дрожат, зовут, грозят, пронзают, отделяются друг от друга, как заблудившиеся в очаровательной роще путники, ищут друг друга и, наконец, в страстном томлении вновь соединяются. Любовь и скорбь – вот, что сейчас сплетается неразрывно в творческом венке Дункан» - восторженно восклицает корреспондент «Советского Юга». Поистине, талант и прекрасное одухотворение не умеет стареть!
Необходимо отметить, что в годы популярности А. Дункан было очень много последовательниц ее творчества, так называемых «босоножек», как на профессиональной сцене, так и среди любительских танцевальных коллективов. Такой танцевальный коллектив «босоножек» в 1920-е гг. существовал и в нашем городе, о чем свидетельствуют фотографии, хранящиеся в фондах музея.
Выставку «Старый Ростов», где представлены материалы о выдающихся исполнителях, выступающих на ростовской сцене, можно будет посетить после открытия музея для посетителей.