Первый пропуск воды через бетонную водосливную плотину Цимлянского гидроузла. 1951 год.
Волго-Донской судоходный канал — крупнейшая стройка СССР послевоенного периода. Канал соединил две великие русские реки и объединил пять морей – Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное. Воды Волги и Дона слились 31 мая 1952 года. Имея общую протяжённость в 101 километр, канал включает 13 шлюзов, 13 плотин, 3 водохранилища, 3 насосных станции. Одним из основных сооружений канала стал Цимлянский гидроузел.
В очерке «В ожидании весны» донской писатель В. Закруткин, отмечал: «На строительстве Цимлянского гидроузла более 1200 комсомольцев. Молодых, жизнерадостных, веселых, в сбитых на затылок шапках, в распахнутых стеганках, полушубках, армейских шинелях – их можно встретить везде: на экскаваторах, на скреперах, за пультом управления на бетонных заводах, в лабораториях, на электрических подстанциях, на земснарядах, у глубинных водоотливов, за рулем стремительно мчащихся самосвалов. Где бы ни были комсомольцы-строители, они всех заражали кипучей энергией юности, бьющей через край энергией, радостью, свежей силой».
Одним из героев стройки стал Виктор Михайлов - выпускник мореходного училища имени Г.Я. Седова, командир комсомольско-молодежного экипажа земснаряда № 306 Цимлянского гидроузла. В фондах Ростовского областного музея краеведения хранятся более 40 писем, присланных В. Михайлову из разных регионов СССР.
Среди них письма из редакций газет: ростовских «Большевистская смена» и «Молот», украинских «Сталинское знамя» и «Защитник Родины», белорусской «Сталинский воин», рижской «За Родину». В письмах содержится просьба написать о трудовых достижениях молодежи на великой стройке.
Представители воинских частей Одесского и Московского военных округов, Азербайджанской и Армянской ССР вели активную переписку со строителями Цимлянского гидроузла. «Товарищи комсомольцы! Мы с гордостью следим за вашими благородными делами. Ваши успехи в труде обязывают нас неустанно изучать военное дело, совершенствовать свое боевое ремесло» - писали воины-прикарпатцы.
А рабочие рижского электротехнического завода ВЭФ были «горды тем, что участвуют в великой стройке», поскольку изготовленные на заводе автоматические счетчики для шагающих экскаваторов и телефонные станции успешно использовались на строительстве Волго-Дона.
Среди отправителей писем московские гидрологи и будущие учителя, желающие работать на стройке, машинисты тепловозов и члены исторического кружка, и, конечно, школьники. «Мы - учащиеся постараемся учиться как можно лучше. Чтоб в будущем уметь управлять гидроэлектростанциями, строить еще более грандиозные плотины и каналы, возрождать пустынные земли, насаждать леса, возводить новые заводы, выращивать рекордные урожаи на орошенных землях» - обещали дети вдохновленные рекордами стройки, строителям-комсомольцам.
В преддверии дня рождения комсомольской организации стоит вспомнить об энтузиазме, трудовых подвигах молодежи 1950-х годов.
Фото. В. Михайлов - начальник комсомольско-молодежного экипажа земснаряда № 306. 1951 г.
Письмо с конвертом школьников конезавода им. С.М. Буденного Сальского района Ростовской области.
Письмо из редакции газеты «Молот» Ростова-на-Дону.
Письмо от Дзауджикауской школы машинистов тепловозов.