В 2023 году исполнилось 180 лет со дня рождения художницы-иллюстратора, мастера силуэта и акварели – Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914). Популярная при жизни, в советские годы она была практически забыта. Однако в последние два десятилетия ее имя вновь стало актуальным: в музеях и библиотеках открываются выставки, посвященные ее творчеству, выходят в свет научные статьи и книги.
И сегодня нам бы хотелось рассказать вам о том, какие предметы, связанные с именем художницы, хранит Ростовский областной музей краеведения.
Выпускница Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, первые двадцать лет своего творческого пути, Е.М. Бём посвятила искусству силуэта – контрастному плоскостному изображению, которое художница создавала при помощи техники литографии. В собрании нашего музея хранится экземпляр журнала «Игрушечка» издательства А.Н. Пешковой-Толиверовой для детей младшего возраста с изображением трех малышей на обложке, выполненным Е.М. Бём. А также открытое письмо с младенцем в гнездышке, созданное художницей для издательства «Общины Святой Евгении». Все силуэты Бём отличала тончайшая работа, внимание к деталям, проработка каждой травинки и мельчайших завитков волос.
Однако с возрастом, в связи с ухудшением зрения, Е.М. Бём была вынуждена искать для себя новые техники в искусстве, чтобы применить свой талант. В 1890-х годах Бём увлеклась созданием эскизов для производства и росписи стеклянной посуды. Одна из самых известных работ в этой сфере – это набор для крепких спиртных напитков 1897 года, который состоял из подноса, штофа с пробкой и 12 стопок. В нашем собрании хранится штоф с пробкой. Все предметы из набора были декорированы веселыми фигурками чертят и шутливыми надписями: «Здорово, стаканчики, каково поживаете, меня поджидаете?»; «Напились – подрались! Выспались, опохмелились и помирились!» и т.д. Для своего набора Бём выбрала зелёный цвет стекла и технику эмалевой росписи, характерные для XVIII века.
Но по-настоящему увлекает Бём акварель, которой она отдавала предпочтение еще во времена учебы. В нашем собрании нет оригинальных работ художницы, но есть печатные издания, оформленные по ее акварелям: серия «Моя первая книга» издательства М.О. Вольфа, книга «Друг животных» И.И. Горбунова-Посадова, а также оригинальные открытки Е.М. Бём – шедевры тиражной графики.
Главные действующие лица ее открыток – всегда дети, одетые то в простую крестьянскую одежду, то в старинные боярские костюмы. Довольно часто они не по-детски задумчивы и серьезны, а эффект от этого контраста усиливался текстом, который сопровождал сюжет. С 1898 по 1914 гг. было выпущено свыше 300 художественных композиций открытых писем Е.М. Бём. Открытки выходили, по тем временам, огромными тиражами (от 5 до 10 тыс. экземпляров) и неоднократно переиздавались.