Новая публикация Ростовского областного музея краеведения, приуроченная к Году педагога и наставника, посвящена Ольге Матвеевне (Рипсиме Татеосовне) Барашьян.
Художник воплощает в своем творении свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Искусство – единственная область в жизни человека, где он передает эмоциональный опыт поколений.
В библиографическом словаре «Художники народов СССР» об Ольге Матвеевне (Рипсиме Татеосовне) Барашьян написано не очень много. Да и формат словаря не позволяет упомянуть тот факт, что именно Рипсиме Барашьян (1891-1989) была первой среди нахичеванских художников, получившей художественное образование по специальности скульптура.
В двадцать три года Ольга (Репсиме) поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, обучение в котором завершила в 1918 году. Учителем Барашьян был скульптор Сергей Михайлович Волнухин.
Скульптор С.Т. Коненков, вспоминая о С.М. Волнухине, написал: «Если можно говорить о «московской школе» русской скульптуры, то именно в связи с именем Волнухина. Он не «натаскивал» своих учеников, а развивал в них чувство гармонии, самостоятельности и прежде всего, ценил глубину мысли. В каждом из нас он старался найти и развить природное дарование; бережно относился к росткам таланта и самобытности. А главное, учил не быть белоручками».
По окончанию учебы в 1918 году она переезжает в село Чалтырь. Именно здесь начинается ее преподавательская деятельность, которой она отдала всю свою жизнь. Переехав в Ростов-на-Дону (в связи с переводом мужа), Ольга Матвеевна работала в школах Ростова и Нахичевани. В 1949-1959 гг. преподавала в Ростовском художественном училище. Ее педагогический стаж превысил 60 лет.
О.М. Барашьян стала участвовать в художественных выставках с 1938 года. В 1941 году Ольга Матвеевна становится членом Союза художников РСФСР.
Искусствовед Рязанов В.В. считал, что «основные успехи О.М. Барашьян в скульптуре связаны с работой в портретном жанре в конце 40-х -50-х годов, именно тогда были созданы ею наиболее выразительные по своим психологическим характеристикам образы современников, среди которых обращали на себя внимание портреты только что вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны воинов».
С 1960 г. Ольга Матвеевна вела активную общественную работу, организовывая художественные кружки для детей Пролетарского района. Ее стараниями регулярно проводились выставки детского творчества.
Не стало Ольги Матвеевны Барашьян в 1989 году. Но живы ее ученики. Слушая их воспоминания о своем первом учителе живописи, невольно вспоминаешь стихотворные строчки поэта, переводчика и педагога Евгения Михайловича Винокурова:
Художник, воспитай ученика,
Сил не жалей его ученья ради,
Пусть вслед твоей ведет его рука
Каракули по клеточкам тетради,
Пусть на тебя он взглянет свысока,
Себя на миг считая за провидца.
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.