После победного завершения Отечественной войны 1812 года русская императорская армия участвовала в заграничных походах, освобождая Западную Европу от наполеоновского гнета. В марте 1814 года союзники по антинаполеоновской коалиции, в которую с 1813 года входили Россия, Пруссия, Швеция и Англия, приблизились с боями к столице Франции.
«Солнце только что закатывалось, прохладный ветер освежал воздух после дневного жара, на небе не было ни одного облака. Вдруг, с правой стороны, сквозь дым пальбы, мелькнул Монмартр и высокие башни. «Париж, Париж!» – было общим восклицанием. Указывая на огромную столицу, каждый вперил в нее взор, сколько отдаленность позволяла. Забыты были трудности похода, раны, падшие друзья и братья, и мы стояли, в упоении восторга, на горе, откуда завидели Париж...» – писал участник кампании, военный историк А.И. Михайловский – Данилевский в книге «Описание похода во Франции».
Сражение на подступах к Парижу стало одним из самых кровопролитных для союзнической армии, которая за один день 30 марта потеряла около девяти тысяч солдат, из них более шести тысяч воинов были русскими. 19 (31 марта по новому стилю) 1814 года союзные войска вступили в капитулировавшую столицу наполеоновской Франции. Одним из первых через городские ворота Парижа в столицу Франции вошёл лейб-гвардии Казачий полк. Н.А. Бестужев в повести «Русский в Париже» приводит слова императора Александра I, которые он сказал, обращаясь к главнокомандующему русскими войсками М.Б. Барклаю де Толли: «Объявите моей гвардии и гренадерам, что завтра мы вступаем парадом в Париж. Не забудьте подтвердить войскам, что разница между нами и французами, входившими в Москву, та, что мы вносим мир, а не войну». Вместе с Александром I в Париж въехал граф В.В. Орлов-Денисов, руководитель императорского конвоя, герой Лейпцигской битвы.
Казачьи полки, вступившие в Париж, разбили бивуаки прямо в городском саду на Елисейских полях, в пригороде Парижа Фонтенбло, а коней своих купали в Сене. Донские воины вызывали необыкновенный интерес парижан и оставили добрую память о себе достойным поведением и даже названием французских кафе – «бистро». Поэт К. Батюшков оставил такие строки:
«Вы помните, бульвар кипел в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда по нем летал с нагайкою козак
Иль северный Амур с колчаном и стрелами».
В Ростовском областном музее краеведения продолжает работу выставка «Слава Платову – герою!», на которой мы можем увидеть экспонаты, относящиеся к периоду пребывания казаков в Париже в 1814 году. Среди них серебряные наградные медали «За взятие Парижа» учрежденные 18 (30 августа) 1814 года манифестом императора Александра I, но выданные уже в царствование другого императора – Николая I. Литография «Казак в предместье Парижа» напоминает о миролюбии и теплом отношении к местному населению.
На выставке «Реликвии донского казачества» можно ознакомиться с портретом генерала от кавалерии, генерал-адъютанта, графа, командира лейб-гвардии казачьего полка В.В. Орлова-Денисова. А фотография 70-х годов ХIХ века сохранила для нас облик донского казака Емельяна Конькова, вошедшего в Париж в 1814 г.