В январе это года широкомасштабно отмечалось 160-летие Северо-Кавказской железной дороги. Её история берёт начало с января 1864 г., когда была введена в эксплуатацию только что построенная Грушевско-Донская железная дорога, соединившая Грушевские угольные копи с пристанью на Дону.
14 июля 2024 года отмечается 149 лет (почти юбилей!) со дня открытия дороги, составившей наиболее крупную часть Северо-Кавказской железнодорожной магистрали – Ростово-Владикавказской (с 1885 г. – Владикавказской) железной дороги! Движение по ней было открыто 2(14) июля 1875 г.
В то время к Ростову-на-Дону, как к бурно развивавшемуся крупному торговому речному порту и промышленному центру, в 1860-1870-е были уже проведены две самостоятельные частные магистрали: Курско-Харьковско-Азовская (1869) и Козлово-Воронежско-Ростовская (1873), связавшие хлебную житницу Российской империи с её административным центром. Но в отличие от этих двух дорог, построенных преимущественно по экономическим соображениям, строительство Ростово-Владикавказской магистрали имело в первую очередь военно-стратегическую цель русской колонизации Северного Кавказа.
Руководство Ростово-Владикавказской железной дорогой было сосредоточено в руках Правления, находившегося в Санкт-Петербурге и представлявшего интересы дороги перед правительственными учреждениями и другими юридическими лицами. Эксплуатацией Ростово-Владикавказской железной дороги занималось Управление, неизменно находившееся с момента своего основания в городе Ростове-на-Дону.
С момента запуска Ростово-Владикавказской железной дороги ее протяженность к 1915 году увеличилась в 4,5 раза и составила 3161 километр. За это же время количество штатных и нештатных служащих увеличилось в 13 раз и составило 42396 человек.
В 1884 году Общество Ростово-Владикавказской железной дороги получает правительственное разрешение на строительство ветви «Станция Тихорецкая – Новороссийск», после чего было переименовано в Общество Владикавказской железной дороги. В 1890-е годы сеть магистрали охватила Кубанскую, Терскую области, Черноморскую, Астраханскую, Ставропольскую, Саратовскую губернии. Владикавказская железная дорога занимала первое место в Российской империи по темпам увеличения железнодорожной сети.
Одновременно с пуском Ростово-Владикавказской железной дороги в 1875 году в Ростове-на-Дону начал действовать главный железнодорожный вокзал, связавший все три самостоятельных железных дороги, подходивших к Ростову. Именно это позволило городу значительно опередить по темпам экономического роста и социокультурного развития своих ближайших преуспевающих некогда соседей – города Нахичевань-на-Дону и Таганрог.
Под горой у реки Темерник, рядом с вокзалом расположились Главные мастерские Владикавказской железной дороги (ныне Ростовский электровозоремонтный завод) – одно из старейших российских предприятий железнодорожной отрасли. Здесь трудились высококвалифицированные специалисты. Именно на ВлкЖД в 1900 г. одной из первых в России была открыта передвижная библиотека-вагон для служащих. В 1895 году «детище» Главных мастерских ВлкЖД – паровоз серии «С» был отправлен своим ходом на Нижегородскую Всероссийскую художественно‒промышленную выставку, где получил почетный диплом.
Развитие Владикавказской железной дороги благотворно сказалось на инфраструктуре прилегающих к магистрали городов. Был оборудован новейшей техникой Новороссийский порт, начато освоение Грозненского нефтяного района, шло сооружение Петровского (Махачкалинского) порта. В 1915 году на левом берегу Дона была введена в эксплуатацию гавань–«ковш». В 1913 году у межи с Ростовом, на западной окраине Нахичевани-на-Дону, по соглашению, выстроено собственное здание Управления Владикавказской железной дороги. Благодаря железнодорожному сообщению усилился пассажиропоток на курорты Кавказских Минеральных Вод, в Кисловодске будут выстроены здание вокзала и Курзал, благоустроен Курортный парк.
О том, насколько всесторонним и глубоким было влияние Владикавказской железной дороги на развитие края, пожалуй, лучше других скажет в своих воспоминаниях Кригер-Войновский Э. Б., управляющий дорогой с 1909 г. до революционного 1917-го, а впоследствии возглавивший Управление железных дорог МПС и ставший последним министром путей сообщения Российской империи:
«В мои гимназические годы была сооружена железная дорога от Ростова до Владикавказа. Я видел, какое это было благодеяние для нашего города [Владикавказа]; он начал быстро застраиваться и оживляться, появились новые дешевые товары, столичные газеты, почта начала приходить на 5-й день вместо прежних 12-ти; появились какие-то новые люди, начали показываться известные столичные артисты, которых мы раньше не видели. Словом, сразу пахнуло новой жизнью. Владикавказ присоединился к России, к ее общей культуре».
В 1920 году Владикавказская железная дорога была национализирована и составила большую часть линий созданной впоследствии 12 июля 1922 г. Северо-Кавказской железной дороги.