Выставки
Музей русско-армянской дружбы
Особняк Ф.Н. Солодова
Концерты
Экскурсии
Пешеходные экскурсии
Мастер-классы
Лекции

Степан Аладжалов – художник «Донской государственной табачной фабрики». По материалам музейных фондов




В произведениях промышленной графики, к которым в том числе относятся этикетки, упаковка продукции, фирменные бланки организации, очень редко можно встретить имя автора. Это связано с тем, что работа таких художников обычно была частью большого производственного процесса на предприятиях, и их имена не всегда фиксировались в истории. Однако, благодаря исследованиям историков и искусствоведов, иногда удается восстановить информацию о некоторых из них.

Так, в фондах Ростовского областного музея краеведения хранится ряд документов, фотографий, эскизов и образцов дизайна этикеток, принадлежавших художнику ДГТФ – Степану Аладжалову.

Степан Иванович Аладжалов (1903-1969) родился в г. Баку в семье выпускника Сорбонны, инженера, члена правления Бакинского нефтепровода. Отец – Иван Семенович Аладжалов и мать – Изабелла Ивановна Тер-Абрамян обеспечивали своим пятерым детям достойное образование и поддерживали их увлечение рисованием. Степан Иванович окончил Ростовское коммерческое мужское училище, а также занимался в художественной школе Донпрофобра (ДПО) у блестящего педагога и художника Андрея Семеновича Чиненова (1855-1935). Старшие братья Степана Ивановича также стали художниками: Константин (1900-1987), большая часть жизнь которого прошла в эмиграции, был иллюстратором и графиком, оформлял обложки для журналов «The New Yorker» и «The Saturday Evening Post», создавал иллюстрации для «Vogue», «Vanity Fair», «Life» и других; Семен (1902-1987) долгие годы работал в театрах Москвы и Еревана над декорациями и костюмами, а в военные годы вместе со Степаном оформлял агитационные плакаты-лубки.

В автобиографии Степан Иванович отмечает, что начал работать художником на Донской государственной табачной фабрике в 1925 году. Однако табачная фабрика не сразу приняла Аладжалова в штат, а в течение нескольких лет привлекала в качестве оформителя витрин своего магазина на пересечении ул. Фр. Энгельса и ул. Подбельского (ныне – угол ул. Б. Садовой и пер. Соборного), а также поручала изготовление этикета для экспортных папирос и предназначенных для внутреннего рынка. Деловая переписка художника с ДГТФ, а также эскизы работ, позволяют точно установить наименования табачных изделий, оформленных Аладжаловым: «Старт», «Гротеск», «Нектар», «Торпедо», «Чапаев», «Строевые», «Пятилетка», «Знатные», «Аэро-клуб», «Эпоха», «Молот», «Delice» и другие. Этикетки, выполненные Аладжаловым, отличались лаконичностью, геометризацией форм, яркостью красок (при соблюдении необходимого условия заказчика использовать не более трех красок в этикетке), значительную роль в передаче художественного образа марки играл шрифт. Спустя почти десять лет работы руководство фабрики доверяло Аладжалову не только оформление новых марок папирос, но и выбор названия. К поставленному заданию художник относился с большой ответственностью, о чем свидетельствует удостоверение Аладжалова от 21 июня 1932 года о командировании в г. Воронеж в Правление Строительства Магистрали «Донбасс – Москва» по вопросу производства и выпуска новой марки папирос, посвященной этому строительству. Художнику было необходимо лично увидеть и точно передать дух «ударной стройки» через свою работу.

Кроме исполнения табачных этикеток, упаковки продукции, рекламных плакатов, Степан Иванович занимался декорированием транспарантами фасадов фабрики к торжествам, разрабатывал объемно-пространственные композиции, воплощавшие в себе политические символы эпохи. В 1935 г. под руководством С.И. Аладжалова открылись сразу три показательных магазина табачных изделий – в Ростове-на-Дону, Сочи и Кисловодске. Художник был обязан разработать все детальные чертежи для столярных и электромонтажных работ, рисунки для отделочных живописных работ, шаблоны и трафареты для росписи потолков, стен, дверей, стеллажей, прилавков и шкафов. Проект оформления магазина должен был полностью соответствовать стилю фирменного магазина Союзтабакторга в Москве, исполненного художником А.Н. Зеленским. Аладжалов отвечал за выдержанность стиля, а также руководил работой мастеров. В газетной заметке, посвященной открытию магазина писали: «Вся мебель, весь инвентарь с большим мастерство расписаны в стиле знаменитых изделий хохломских кустарей (Горьковский край). Стены и потолок обтянуты красным атласом. Со вкусом сделана витрина: на ней установлены великолепные куклы. Много поработал художник тов. Аладжалов».

Богатый материал о деятельности Степана Аладжалова, хранящийся в фондах Ростовского областного музея краеведения, отражает важные вехи развития табачной фабрики и служит источником информации о ее прошлом. А документы и фотографии из архива ДГТФ помогают углубить и расширить знания об истории предприятия и его роли в жизни региона. Ростовский областной музей краеведения выражает благодарность генеральному директору ООО «ГРУППА АГРОКОМ» Сапотницкому Сергею Александровичу за оказанное содействие в исследовательской работе музея и возможности ознакомиться с архивными материалами организации.

Коллаж "Материалы Степана Аладжалова из фондов РОМК"


Возврат к афишеВозврат к событиям