Выставки
Музей русско-армянской дружбы
Особняк Ф.Н. Солодова
Концерты
Экскурсии
Пешеходные экскурсии
Мастер-классы
Лекции

Вальяно Г.С. – пионер опереточного жанра в Ростове-на-Дону




24 июля – 195 лет со дня рождения Григория Ставровича ВАЛЬЯНО (1830‑1888), актёра и антрепренёра. Имя этого человека имеет огромное значение в истории театральной жизни Ростова-на-Дону и в истории ростовской оперетты .Григорий Ставрович стоял у истоков театральной жизни города и первый антрепренер, который создал в Ростове-на-Дону стационарную опереточную труппу.

Григорий Ставрович Вальяно - пионер опереточного жанра в Ростове-на-Дону. Здание Гайрабетовского театра г. Ростова-на-Дону. 1960-е гг.

В 1864 году Григорий Вальяно арендовал в Ростове-на-Дону Гайрабетовский театр. Вот как описывает это театр Б. Камнев в «Театральных воспоминаниях» (псевдоним Бориса Фонштейна), опубликованных в 1894 году: «Театр этот (Гайрабетовский) был деревянный, бревенчатый, низкий…

Прошение в Ростовскую городскую Думу антрепренера театра Г. Вальяно с просьбой выдать 1000 руб. серебром в счет пособия из городских сумм за 1864 г. Ростов н/Д, январь 1865 г. Программа оперетты "Сильва" в Большом театре г. Ростова-на-Дону (бывш. Машонкина). Ростов-на-Дону, 1926-1927 гг.

Состоял он из зрительного зала в 22 ряда кресел, 2-х ярусов лож, и третьего яруса галереи…Освещался театр керосином, одной подъемной круглой люстрой, состоявшей из 36 простых жестяных керосиновых ламп, какие и поныне употребляются в ярмарочных цирках и поднимающейся посредством толстого каната сквозь отверстие в потолке. Конец каната был на сцене (в правой от зрителя, кулисе) и очень часто, если вдруг начинало стекло коптеть, ламповщик давал знак на сцену, после чего, среди акта люстру опускали, производя канатом душу раздирающий визг».

Ноты «Баядера». Музыка Э. Кальмана. Петроград, 1922 г. Ноты "Эта ночь ведь так прекрасна". Дуэт Колетты и Октава из оперетты А.Рябова "Коломбина". Ростов-на-Дону, 1924 г.

Ко всему прочему, в театре сцена была невелика и неудобна, оркестровая яма маленькая, проходы узкие: «Помещение для оркестра было настолько тесно, что 15 человек едва могли там уместиться, причем входили туда (из подполья) в следующем порядке: прежде турецкий барабан, за ним тромбон, кларнет, флейта и пр. Запоздай приходом барабанщик, из-за него первая скрипка не могла-бы занять свое место». В этом театре Григорий Вальяно и ставил драматические спектакли, комедии, а затем оперетты.

В коллекции Ростовского областного музея краеведения есть уникальный документ –текст прошения Г. Вальяно о выдаче ему из городских сумм 1000 руб. серебром как антрепренеру театра. На этом документе имеется его собственноручная подпись. На документе стоит дата « января 1865 года». На 2-й странице помещен текст справки о решении выдавать антрепренеру труппы театра ежегодно по 3000 рублей, о внесении этой суммы в роспись 1865 года и решения от 19 января 1865 г. о выдаче Г.Вальяно 1000 руб. Ниже стоят подписи городского головы А. Байкова и гласных А.Колунова и Пазомантира.

Программа спектакля Ростовского-на-Дону театра Музыкальной комедии "Моя прекрасная леди". Музыка Ф. Лоу. Ростов-на-Дону, 1967 г. Буклет оперетты "Летучая мышь" Ростовского музыкального театра. Музыка И. Штрауса. 2016 г.

Григорий Ставрович открыл для себя и Ростова жанр «оперетки», как тогда уменьшительно-пренебрежительно называли этот жанр, для чего ежегодно в Великий пост ездил в Париж, привозил ноты, либретто любимого композитора Жака Оффенбаха, переводил с рукописей и сам оркестровал оперетты. Репертуар был огромным, обновлялся быстро, чтобы зритель приходил в театр. Он сам рисовал костюмы, писал декорации, делал бутафорские вещи, режиссировал и разучивал хоры. Ведь к каждой постановке требовались новые декорации, реквизит, масса участвующих, поэтому для участия в спектакли приглашались и хоры Казанской церкви, и еврейской синагоги, и солдаты, в некоторых спектаклях на сцену выводились лошади и ослы. Как пишет Б. Камнев, – «при размерах тогдашней сцены это было адским трудом, который мог преодолеть лишь такой человек, как Вальяно, с такой страстной привязанностью к сцене, какую он имел». За время антрепризы Вальяно на сцене театра были показано огромное количество оперетт: «Прекрасная Елена», «Орфей в аду», «Птички певчие», «Рауль, Синяя борода», «Свадьба при фонарях», «Чайный цветок» и много других.

Но нужно отдать должное, Григорий Ставрович не забывал и драму. В драматических спектаклях, поставленных Вальяно, участвовали очень талантливые артисты. «Вот еще одна черта его характера, о которой я вспоминаю с особенным удовольствием,– писал Б. Камнев, –Вальяно, будучи сам плохим актером, был большим ценителем чужих талантов, оказывал преимущество молодежи и много даровитых артистов обязаны своей карьерой Ростову вообще, а ему, Вальяно, в частности. Он давал возможность каждому начинающему артисту развернуться, составить репертуар, выйти на прямую дорогу».

«Вел Вальяно свои дела широко, обставлял пьесы роскошно, не скряжничал, исправно платил жалования актерам – вспоминал Б. Камнев. –В общем, месячный расход даже в летние месяцы превышал доход, так что получался недобор…

Я помню последний спектакль на Масляной, когда публика прощалась со своим любимым антрепренером: овациям не было конца, многие плакали… Из публики кричали: «Просим!Не уезжайте!» – а Вальяно со сцены указывал, что вести дела кое как не хочет, а вести так, как их вел до сих пор, здание ростовского театра не позволяет, но что он надеется ещё вернуться в Ростов!»

Антреприза Вальяно просуществовала до 1875 года –для тех времен, когда труппа собиралась, как правило, на один сезон, это было большим достижением. За эти годы он поставил десятки оперетт, феерий, драматических спектаклей. Таким образом, историческая заслуга Вальяно состоит в том, что он создал первую в России стационарную труппу, репертуар которой составляли преимущественно оперетты, а также заложил основы российского опереточного репертуара как для ростовских, так и для российских театров на многие годы. 


Возврат к афишеВозврат к событиям