О возобновлении трамвайного движения в освобожденном Ростове-на-Дону
Ростову-на-Дону дважды довелось столкнуться с ожесточенным натиском гитлеровских захватчиков: в ноябре 1941 г., через неделю вытеснив врага с городских улиц, а затем в июле 1942 - феврале 1943 гг. За эти последние семь месяцев пребывания гитлеровцев в Ростове-на-Дону городскому хозяйству был нанесен колоссальный ущерб. В результате бомбежек, артобстрелов и авианалетов разрушения были настолько значительны, что Ростов-на-Дону вошел в 15 наиболее пострадавших городов Советского Союза наряду со Сталинградом, Севастополем и другими. Сразу после освобождения Ростова 14 февраля 1943 г. ростовчане принялись за восстановление родного города. Уже через три с половиной месяца была восстановлена первая линия трамвая. Газета «Молот», № 109 (6477), 2 июня 1943 г. писала:
«Открылось трамвайное движение в Ростове.
Вчера в освобожденном Ростове возобновилось движение вагонов трамвая по маршруту № 1: Пролетарский парк* – Ворошиловский проспект. Линию обслуживают 10 моторных вагонов. Первый вагон повела вагоновожатая Аня Бабина. С 4 июня маршрут № 1 будет продлен до хлебозавода. В дальнейшем моторные вагоны на этой линии будут курсировать с прицепами.
В ближайшее время движение вагонов трамвая возобновляется и по маршруту № 4: Мясокомбинат – хлебозавод. Общее количество трамвайных поездов, курсирующих на городской железной дороге, вскоре будет доведено до тридцати.
Одновременно ведется подготовка к открытию грузового трамвайного движения. Для этого приспосабливаются трофейные мотовозы. Грузовое движение намечено открыть 10 июня».
Находившийся в это время в Ростове-на-Дону участник Великой Отечественной войны, художник В.В. Гулецкий был свидетелем восстановления разрушенного Ростова и оставил для нас целую серию графических зарисовок того времени. Сегодня они хранятся в Ростовском областном музее краеведения и зачастую экспонируются на выставках в его отделе – Музее русско-армянской дружбы.
* Пролетарский парк – ныне парк им. Н. Островского.